Четверг | 09.05.2024 | 10:32
Методсовет
методический портал учителя
Приветствую Вас Гость | RSS

Меню сайта

Форма входа
Логин:
Пароль:

Категории раздела
Сетевой проект [1]
Фестиваль "Интерактивный калейдоскоп" [0]
Начальная школа [51]
Точные науки [17]
Естественные науки [19]
Гуманитарные предметы [31]
Иные предметы [52]

Поделиться

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Наша кнопка

Методсовет


 Методичка 
Главная » Файлы » Новые материалы » Гуманитарные предметы

Последние обновления на форуме:
  • Конкурсы и гранты для учителей и учащихся
  • [Общение]
    Последнее сообщение: (02.05.2024) 18:15 Всего сообщений:(168)
  • Модернизация среднего профессионального образования в Москве
  • [Стандарты нового поколения]
    Последнее сообщение: (12.04.2024) 17:30 Всего сообщений:(0)
  • Развитие качества школьного образования в Москве
  • [Проекты модернизации образования]
    Последнее сообщение: (05.04.2024) 18:13 Всего сообщений:(0)



    План- конспект урока "Образование Древнерусского государства" 6 класс

    16.07.2022, 13:53
    Автор: Чайковская Ольга Ивановна (учитель истории и обществознания, МБОУ СОШ № 183 г.Новосибирск)

    Тема урока: ОБРАЗОВАНИЕ ДРЕВНЕРУССКОГО ГОСУДАРСТВА.
    Цели урока: Раскрыть процесс формирования государства у восточных славян; выяснить, что
    явилось причинами создания Древнерусского государства; ознакомить учащихся с деятельностью
    первых правителей Рюрика, Дира, Аскольда, Олега. Продолжить формировать умения работы с
    текстом, историческими понятиями, историческими документами, картой, способствовать развитию
    навыков устной речи. Воспитывать уважение к истории своей страны.
    Тип урока: комбинированный
    Основные понятия и даты урока: государство, варяги, регент, 882 г. – образование
    Древнерусского государства.
    Оборудование урока: компьютер, мультимедийная доска, презентация, видеоролики,
    раздаточный материал
    Ход урока:
    1.ОРГАНИЗАЦИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
    2. АКТУАЛИЗАЦИЯ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ УЧАЩИХСЯ
    Где начало всех начал русской истории?
    Это вопрос всех вопросов и важная проблема, над решением которой работали самые лучшие умы
    исторической науки. К решению этой проблемы мы также приступим сегодня на уроке.
    Наша задача с Вами познакомимся с процессом формирования Древнерусского
    государства, определим вместе причины его создания, узнаем дату его образования.
    3.ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА
    Процесс образования государства довольно длительный, но неизбежный. Его проходят все
    народы в своей истории.
    Но государство не возникает по воле одного человека, для этого нужны объективные
    причины. Для того чтобы понять, при каких обстоятельствах возникает государство, вспомним, что
    мы уже знаем об этом понятии и назовем основные признаки государства.
    Какие черты присущи государству? Чем отличается государство от понятия страна
    Учащиеся называют признаки:
    1.Единая территория
    2.Власть – система управления людьми в лице правителя
    3.Законы – правила по которым живут люди в госудасртве.
    4.Войско - охраняет территорию и спокойствие внутри государства.
    5.Налоги – пополнение казны в государстве
    3.1.Причины создания государства у восточных славян.
    Итак, давайте теперь выясним с Вами вместе, почему у восточных славян начало
    формироваться государство. Какие же были главные причины для того, чтобы у славян появилось
    государство.
    Для этого выполним задание. Класс разделится на 4 группы, каждая группа получит
    раздаточный материал с текстами. Прочитаете текст, и опираясь на него предположите какая могла
    быть причина создания русского государства.
    Группа 1
    В IX веке главную роль в жизни восточных славян стала играть торговля. Через русские земли
    проходили важные торговые пути того времени Волжский торговый путь и путь «из варяг в греки».
    Оба они обеспечивали торговлю стран Европы с Востоком, с Византией, с южными и западными
    славянами и др.странами. Особенно выгодной была торговля со странами Востока. Пряности,
    шелковые и парчовые ткани, драгоценности, изделия ремесленников шли через земли Руси на Запад.
    Активная торговля, пересечение торговых путей.
    Группа 2
    С развитием торговли возникали специальные поселения, куда привозили для продажи
    купцам местные звероловы свою добычу, а бортники – мёд. В дальнейшем эти поселения
    превращались в города: Киев – у полян, Чернигов – у северян, Смоленск и Полоцк – у кривичей,
    Любеч – у радимичей, Новгород – у ильменских славян. В города переселились ремесленники.
    Возникновение городов, развитие в них ремесла
    Группа 3
    У восточнославянских племён были опасные соседи. На юге в низовьях Волги Хазарский
    каганат подчинял себе и собирал дань с полян, северян, радимичей, вятичей. На севере – кривичи,
    чудь, меря, славяне новгородские были подчинены варягам и обложены данью. Купцы постоянно
    опасались нападения со стороны печенегов – степных кочевников. Купцы стали нанимать и
    вооружать для охраны своих судов и складов специальных людей, которые были объединены в
    дружины. Во главе дружины стоял военачальник – князь.
    Необходимость в защите от врагов.
    Показываю по карте Хазарскиий каганат, Печенеги, Варяги – север.
    Группа 4
    Города становились центрами торговли и защиты от внешних врагов. В городах собирались
    люди из разных мест, племен. В городе постепенно вырабатывались единые для всех правила
    поведения. Право устанавливать и поддерживать порядок, осуществлять власть переходило к
    князьям. Города подчиняли себе близлежащие территории. Возникали местные княжения, то есть
    территории, где признавалась власть одного князя, так было у полян, славян, дреговичей, кривичей,
    древлян, ильменских славян.
    Возникали местные княжения, которые подчинялись одному князю.
    Причины возникновения государства у славян:
    1.Активная торговля, торговый путь «Из варяг в греки»
    2.Возникновение городов, развитие в них ремесла
    3.Необходимость в защите от врагов – опасных соседей
    4.Возникали местные княжения, которые подчинялись одному князю.
    3.2.Правление Рюрика, Аскольда и Дира.
    862 г. северные славяне, жители Новгорода и прилегавших к нему земель долгое
    время находились под властью варягов. Среди которых Нестор Летописец выделил шведов,
    норманнов, готландцев, а так же тех варягов которые назывались русь. Варяги со славян брали
    высокую дань.
    В итоге северные славяне были недовольны такими делами, собрались и изгнали варягов за
    моря, перестав платить им дань.
    Однако, очень скоро между освободившимися племенами начались усобицы. Не все могли
    справиться со своими внутренними проблемами. Славяне тогда собрались на вече и
    послушали совета новгородского старейшины Костомысла.
    И решили обратиться к своим вчерашним врагам – варягам за помощью. Нестор пишет,
    что славяне новгородские, кривичи, народы весь и чудь отправили посольство к варягам, чтобы
    сказать «Земля наша велика и обильна, а порядка в ней нет. Приходите княжить и владеть
    нами».
    В 862 г. на славянские земли пришли трое братьев из варяжских князей русских со своими
    скандинавскими дружинниками. Старший из братьев Рюрик прибыл в Новгород,
    Синеус в Белоозеро, а Трувор в Изворск.
    Земли эти были названы Русью.
    Два года спустя в 864 г. по кончине Синеуса и Трувора Рюрик объединил северные земли.
    Кроме этого еще присоединил земли в окрестностях Чудского и Ладожского озер, некоторые
    финские племена, народы – весь, меря которые приняли славянские обычаи, язык и веру.
    Аскольд и Дир
    К этому времени Нестор относит еще одно не менее важное событие. Двое варяжских
    воинов Аскольд и Дир отправились искать счастья в Константинополь. Увидели на высоком берегу
    Днепра маленький городок.
    И спросили «Чей он?» Им ответили, что строители – три брата давно скончались, а
    миролюбивые жители платят дань хазарам. Сей городок был Киев.
    Аскольд и Дир завладели городом и присоединили близлежащие земли.
    Таким образом, к концу IX века варяги основали на славянских землях две
    самодержавные области. На севере – Новгород, под управлением Рюрика, на юге – Киев под
    властью Аскольда и Дира.
    3.3.Оразование Древнерусского государства в 882 году.
    В 879 году в Новгороде после 15-летнего правления умирает Рюрик. Оставив власть над
    северными землями и опеку над малолетним сыном Игорем на своего родственника, воеводу
    Олега. Олег становится регентом – временным правителем при малолетнем князе.
    Став князем Олег принял решение завладеть южными землями и Киевом. Он собрал
    войско из варяг и северных славян и в 882 г. двинулся на Киев.
    По пути берет и присоединяет города – Смоленск, Любеч. И сажает в этих городах своих
    наместников.
    Вместе с детьми называем города которые взял Олег по пути: И прибыл Олег к Киеву. В
    Киеве как мы знаем, правили варяжские воины Аскольд и Дир.
    Что было дальше мы узнаем из отрывка документа Н.Летописца – «Повести временных лет»
    Работа с историческим источником
    «Повесть временных лет» об убийстве Аскольда и Дира
    В год 6390 [882]. Выступил в поход Олег, взяв с собою много воинов: варягов, чудь, словен,
    мерю, весь, кривичей... И пришли к горам Киевским, и узнал Олег, что княжат тут Аскольд и
    Дир. Спрятал он одних воинов в ладьях, а других оставил позади, и сам приступил, неся
    младенца Игоря. И подплыл к Угорской горе, спрятав своих воинов, и послал к Аскольду и Диру,
    говоря им, что-де «мы купцы, идем в Греки от Олега и княжича Игоря. Придите к нам, к
    родичам своим».
    Когда же Аскольд и Дир пришли, выскочили все остальное [воины] из ладей, и сказал Олег
    Аскольду и Диру: «Не князья вы и не княжеского рода, но я княжеского рода», и показал Игоря:
    «А это сын Рюрика».
    И убили Аскольда и Дира, отнесли на гору и погребли Аскольда на горе, которая
    называется ныне Угорской...
    Вопросы к документу:
    1.В каком году Олег отправился в поход на Киев?
    2.Как Олег поступил с Аскольдом и Диром?
    3.Как Вы думаете, почему Олег так с ними поступил? Подтвердите цитатой из текста.
    Аскольд и Дир были убиты на месте. А Олег стал править в Киеве.
    В 882 г. Олег объединяет Новгород и Киев в русское
    государство. Киев объявляет Матерью городов русских. Историки считают эту дату образованием
    Древнерусского государства. Киев столицей земель Олега. В результате объединения двух центров
    восточных славян: южного - во главе с Киевом, северного - во главе с Новгородом, образовалось
    государство Русь с центром в Киеве – Древнерусское государство.
    Записать в тетрадь:
    882 г. – образование Древнерусского государства. Столица – г.Киев.
    4. СИСТЕМАТИЗАЦИЯ И ОБОБЩЕНИЕ ПОЛУЧЕННЫХ ЗНАНИЙ
    Беседа по вопросам:
    1.Что нового Вы узнали сегодня на уроке?
    2.Что Вам больше всего запомнилось?
    ВЫВОД:
    В конце IX века сложилось государство восточных славян - Русь. Процесс формирования
    государства был закономерным, это результат изменений, происшедших во внутренней жизни
    восточнославянских племен, ускоренный внешним фактором - нападением варягов на северозападные земли и хазар на южные.
    5.ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ
    1.Изучить параграф 4, 5 пункты – 1,2.
    2.Подготовиться к пересказу параграфов.
    3.Подготовить сообщение о князьях Олеге, Игоре.
    Прочитайте текст и опираясь на него сформулируйте причины создания Древнерусского
    государства
    Текст 1
    В IX веке главную роль в жизни восточных славян стала играть торговля. Через русские земли
    проходили важные торговые пути того времени Волжский торговый путь и путь «из варяг в греки».
    Оба они обеспечивали торговлю стран Европы с Востоком, с Византией, с южными и западными
    славянами и др.странами. Особенно выгодной была торговля со странами Востока. Пряности,
    шелковые и парчовые ткани, драгоценности, изделия ремесленников шли через земли Руси на Запад.
    Прочитайте текст и опираясь на него сформулируйте причины создания Древнерусского
    государства
    Текст 2
    С развитием торговли возникали специальные поселения, куда привозили для продажи
    купцам местные звероловы свою добычу, а бортники – мёд. В дальнейшем эти поселения
    превращались в города: Киев – у полян, Чернигов – у северян, Смоленск и Полоцк – у кривичей,
    Любеч – у радимичей, Новгород – у ильменских славян. В города переселились ремесленники.
    Прочитайте текст и опираясь на него сформулируйте причины создания Древнерусского
    государства
    Текст 3
    У восточнославянских племён были опасные соседи. На юге в низовьях Волги Хазарский
    каганат подчинял себе и собирал дань с полян, северян, радимичей, вятичей. На севере – кривичи,
    чудь, меря, славяне новгородские были подчинены варягам и обложены данью. Купцы постоянно
    опасались нападения со стороны печенегов – степных кочевников. Купцы стали нанимать и
    вооружать для охраны своих судов и складов специальных людей, которые были объединены в
    дружины. Во главе дружины стоял военачальник – князь. Возникла необходимость в защите от
    врагов.
    Прочитайте текст и опираясь на него сформулируйте причины создания Древнерусского
    государства
    Текст 4.
    Города становились центрами торговли и защиты от внешних врагов. В городах собирались
    люди из разных мест, племен. В городе постепенно вырабатывались единые для всех правила
    поведения. Право устанавливать и поддерживать порядок, осуществлять власть переходило к
    князьям. Города подчиняли себе близлежащие территории. Возникали местные княжения, то есть
    территории, где признавалась власть одного князя, так было у полян, славян, дреговичей, кривичей,
    древлян, ильменских славян.
    Работа с историческим источником
    Внимательно прочитай исторический документ
    «Повесть временных лет» об убийстве Аскольда и Дира
    В год 6390 [882]. Выступил в поход Олег, взяв с собою много воинов: варягов, чудь, словен,
    мерю, весь, кривичей... И пришли к горам Киевским, и узнал Олег, что княжат тут Аскольд и
    Дир. Спрятал он одних воинов в ладьях, а других оставил позади, и сам приступил, неся
    младенца Игоря. И подплыл к Угорской горе, спрятав своих воинов, и послал к Аскольду и Диру,
    говоря им, что-де «мы купцы, идем в Греки от Олега и княжича Игоря. Придите к нам, к
    родичам своим».
    Когда же Аскольд и Дир пришли, выскочили все остальное [воины] из ладей, и сказал Олег
    Аскольду и Диру: «Не князья вы и не княжеского рода, но я княжеского рода», и показал Игоря:
    «А это сын Рюрика».
    И убили Аскольда и Дира, отнесли на гору и погребли Аскольда на горе, которая
    называется ныне Угорской...
    Вопросы к документу:
    1.В каком году Олег отправился в поход на Киев?
    2.Как Олег поступил с Аскольдом и Диром?
    3.Как Вы думаете, почему Олег так с ними поступил? Подтвердите цитатой из текста.
    Работа с историческим источником
    Внимательно прочитай исторический документ
    «Повесть временных лет» об убийстве Аскольда и Дира
    В год 6390 [882]. Выступил в поход Олег, взяв с собою много воинов: варягов, чудь, словен,
    мерю, весь, кривичей... И пришли к горам Киевским, и узнал Олег, что княжат тут Аскольд и
    Дир. Спрятал он одних воинов в ладьях, а других оставил позади, и сам приступил, неся
    младенца Игоря. И подплыл к Угорской горе, спрятав своих воинов, и послал к Аскольду и Диру,
    говоря им, что-де «мы купцы, идем в Греки от Олега и княжича Игоря. Придите к нам, к
    родичам своим».
    Когда же Аскольд и Дир пришли, выскочили все остальное [воины] из ладей, и сказал Олег
    Аскольду и Диру: «Не князья вы и не княжеского рода, но я княжеского рода», и показал Игоря:
    «А это сын Рюрика».
    И убили Аскольда и Дира, отнесли на гору и погребли Аскольда на горе, которая
    называется ныне Угорской...
    Вопросы к документу:
    1.В каком году Олег отправился в поход на Киев?
    2.Как Олег поступил с Аскольдом и Диром?
    3.Как Вы думаете, почему Олег так с ними поступил? Подтвердите цитатой из текста
    Категория: Гуманитарные предметы | Добавил: olga1990 | Теги: класс, Гуманитарные предметы, государства, конспект, образование, План-, урока, древнерусского
    Просмотров: 242 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
    Похожие материалы:
    Всего комментариев: 0
    Добавлять комментарии и использовать дополнительные возможности могут только зарегистрированные пользователи.
    [ Регистрация | Вход ]



    Мы "ВКонтакте"

    Поиск

    Наши планы
    Приглашаем Вас ознакомиться
    с планами нашего портала

    Афоризм дня
    Научиться писать стихи нельзя.
    /Ф. Абрамов/


    Файлообменник

    Реклама

    Рейтинг@Mail.ru
    "Методсовет" © 2010 - 2024
    My-shop.ru - Магазин учебной и деловой литературы